Значительным событием в жизни нашего 4-а класса стала экскурсия в Марфо-Мариинскую обитель. Прошло уже несколько дней после поездки, а мы всё ещё находимся под впечатлением от посещения этого тихого, уютного уголка православия в шумной и многолюдной Москве.
Войдя через массивные ворота во двор, мы сразу почувствовали особую атмосферу обители. На большой и ухоженной территории было спокойно, несуетно.
Наше внимание привлёк храм необычайной суровой красоты. Это был Покровский собор. Гладкие белые стены собора украшены кирпичным декором и каменной резьбой. Внутри храма мы восхитились удивительной росписью. Стены расписывали лучшие художники того времени. Об этом и о многом другом нам рассказала экскурсовод обители. Но самым запоминающимся был её рассказ об основательнице и первой настоятельнице московской Марфо-Мариинской обители, Елизавете Федоровне - вдове убитого террористами великого князя Сергея Александровича.
Она вовсе не русская по своей крови, но стала ей по вере своей и делам ее. Жители Москвы ценили милосердное сердце Елизаветы Фёдоровны. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Многие москвичи часто называли ее «Великая матушка», или более трогательно – «Белый ангел Москвы».
После трагической гибели мужа, великая княгиня продала принадлежащее ей имущество и основала Марфо-Мариинскую обитель. Выбирая название для своей обители, Елизавета Федоровна решила посвятить ее святым праведным Марфе и Марии – сестрам праведного Лазаря Четверодневного. Великая княгиня считала, что деятельное служение людям не может быть полноценным, если оно не основывается на служении Господу, выражающемся в первую очередь в молитве. Служение сестер Марфо-Мариинской обители есть соединение двух служений Богу: созерцательного и деятельного.
По замыслу княгини, это был и не монастырь, и не светское благотворительное учреждение. Обитель была заведением духовным, куда принимались лишь православные девушки и женщины, желающие посвятить свою жизнь больным и убогим. Был и особый чин посвящения в «крестовые сестры», основанный на обете служения. Сама же княгиня приняла монашеский постриг. Тогда она произнесла свои знаменитые слова: «Я покидаю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но восхожу вместе с вами в мир более высокий, в мир бедных и страдающих».
После октябрьского переворота княгине грозила смертельная опасность. Елизавета Федоровна предполагала свою мученическую кончину. Не раз ей предлагали покинуть Россию, но она не могла и не хотела оставить своих крестовых сестер. «Я русская, и хочу разделить со своим народом его горестную участь».
Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году. В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса обители. Особенного внимания стоят восстановленные покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, где теперь располагается музей обители и где можно увидеть вещи, рисунки и письма прмц. Елисаветы. В музее стоит личный рояль Елизаветы Федоровны, который никогда не покидал стен обители. На этом рояле экскурсовод предложила поиграть двум нашим девочкам, занимающимся в музыкальной школе. Наверняка они запомнят это событие навсегда. Как запомним и все мы эту замечательную экскурсию!