Школьный ансамбльЧто общего у джембе с балалайкой? (Статья напечатана в Троицкой Православной газете, №164, март-апрель 2019) Ансамбль Троицкой Православной школы - постоянный участник школьных, приходских, городских и общецерковных мероприятий, давно никого не удивляет ни самим фактом своего существования, отнюдь не рядовым для общеобразовательного учебного заведения, ни тем, что на сцене вместе с хором прекрасно уживаются самые разнохарактерные инструменты. Подобранные вопреки всем положениям органологии (инструментоведения) по принципу «на чем умеем, на том и играем», они, тем не менее, составляют ансамбль, являя слушателям очень гармоничный результат.
В 2019 году коллектив отпразднует свое пятилетие. Его история началась в году 2014, со знаменательного, в некотором роде, события. Тогдашние выпускники решили устроить школьный рождественский праздник сами, без «взрослого» участия и руководства. Набор желающих производился в традициях средневековых глашатаев – ходили по школе и звали всех. Для постановки выбрали «Снежную королеву», решив разнообразить спектакль встроенными музыкальными номерами, многие владели тем или иным инструментом. В наличии оказались: балалайка, маримба, колокольчик, скрипка, акустическая гитара, бас-гитара, электрогитара, тамбурин и пианино. Чтобы задействовать всех исполнителей, решили написать (!) для каждого свою партию. Все делали вместе, но постепенно у многих стала вырисовываться их собственная ведущая деятельность. Ира Кулакова и Зина Карташева написали сценарий, одобренный отцом Леонидом. (Единственная, наверно, уступка «взрослому» участию.) Маша Игнатенко руководила хором, Гера Царевский писал партии, остальные играли на сцене, играли на своём инструменте и пели в хоре. И все получилось! Спектакль показали несколько раз, а в качестве «побочного продукта» театрально-сценического творчества на свет появился музыкальный коллектив - Ансамбль Троицкой Православной школы.
Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. По самому своему определению (одновременно и «вместе», и «множество») ансамбль, очень живой организм. Каждый участник его, в отличие от оркестра, исполняет свою собственную партию. Объединение непрофессиональных, в большинстве своем, музыкантов обладает ещё большим количеством степеней свободы. Тем не менее, коллектив живет и успешно развивается. Инструментальный состав стал ещё разнообразней – домбра, ударная установка, синтезаторы, кларнет, флейты, баян, арфа, оркестровые колокола, виолончель. Спектр исполнителей расширился с одной стороны до консерватории и института Ипполитова-Иванова, с другой - до младших классов музыкальной школы и даже дошкольников. Состоялось несколько собственных концертов – сольных и вместе с народным ансамблем ДШИ им. Глинки под управлением Любови Жаровой. Конкурсный дебют на слете православной молодёжи в Валуево принес второе место. 28 января нынешнего года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений успешно выступили в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. В репертуаре коллектива «Аве Мария» и колядки, Вивальди и Циммер, «Священная война» и музыка к сериалу "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", список очень длинный. Музыкальное образование давно уже переживает серьезный кризис. Родители, не жалея времени и сил, тем или иным способом обучают чадо очень непростому искусству игры на каком-либо музыкальном инструменте. И как часто, получившее диплом музыкальной школы, чадо навсегда закрывает крышку, футляр и нотную партитуру. Ничего удивительного в этом нет. В отсутствии традиций камерного и домашнего музицирования умение играть оказывается совершенно невостребованным и бесполезным. Если ты не юный Моцарт, и твои родители не в состоянии обеспечить тебе освоение конкурсного музыкального пространства Европы и мира, а просто рядовой ученик, выступать ты будешь, в основном, на экзаменах, называемых почему-то академическими концертами, и редких концертах класса. Наверное, один из секретов динамической устойчивости нашего ансамбля именно в этом. Объединение инструментов позволяет каждому выступить перед самой востребованной для любого исполнителя аудиторией – близкими, заинтересованными людьми, дает музыкальному образованию видимую, достижимую цель. К тому же это и просто полезно, во всех отношениях. В «Жизненных правилах для молодых музыкантов (или как стать профессионалом)» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского среди вполне традиционных советов находится и следующий: «Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — даётся, как и всё, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром». К сожалению, партитур для столь разнородного состава исполнителей нигде нет. И бессменный «собиратель», вдохновитель, руководитель ансамбля Георгий Царевский пишет их каждый раз для каждого участника! «Просто представляет» как очередное запланированное произведение будет звучать, например, на балалайке и «просто записывает». А ещё, наравне со всеми, участвует раз в неделю в одной инструментальной и одной хоровой репетициях, и часами на индивидуальных занятиях учит с теми, кто в этом нуждается, его партию. Иногда со слуха, нотную грамоту знают не все. По мере освоения очередного произведения, партии дорабатываются и переписываются. Если в середине работы над новым проектом появляется новый инструмент – создаются ноты и для него. И все это с огромным уважением к выбранной музыкальной теме, с желанием показать ее как можно точнее, максимально близко к замыслу ее автора. Сам Георгий мультиинструментален, «в черновую» сыграет, наверное, на всём, что может звучать. По своему размеру коллектив размер ансамбля (максимум 10 человек) уже перерос, но принцип сохраняется – «вместе» и «множество». В материальном смысле ребятам не хватает буквально всего - инструментов, времени, денег. Замечательно, когда исполнители обладают находчивостью и талантом срочно "изобразить" домбру на электрогитаре, саксофон на синтезаторе (саксофонист руку сломал), а партию джембе на перевернутой бутыли от кулера. По слову того же Роберта Шумана: «Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего», но самодеятельной, в лучшем смысле этого слова, школьной инициативе, давно вышедшей за школьные рамки, явно требуется поддержка. И ещё немного «Жизненных правил…»: «Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно». Ирина Павлова, организатор дополнительного образования Троицкой Православной школы |
|